Школа открыла свои двери для учеников 1 сентября 1962 года.
В 1980 году школа получила звание образцовой.
В 1992 году – школы, работающей на доверии.
В 2006 году приказом Департамента образования администрации городского округа Самара школа признана « Инновационно- активной школой».
В 2007 году школа стала победителем приоритетного национального проекта « Образование».
Школа имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования до 21 марта 2026 года.
В школе лицензирована не только учебная деятельность , но и дополнительное образование.
В 2013 году школа стала победителем конкурса "Лучшая школа городского округа Самара".
Каждый уровень образования в школе № 166 имеет свои особенности и характеризуется повышением уровня индивидуализации обучения.
I уровень – 1-4 классы. На данном этапе ставятся задачи выявления и развития способностей каждого ученика, формирования духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; выявления склонностей и способностей обучающихся для дальнейшей специализации.
Со второго класса выделяются часы для изучения иностранного языка.
Обучающиеся 1-4 классов получают образование в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Начальная школа реализует учебно-методический комплект (УМК) “Школа России” (1-4 классы)
“Школа России” - это мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. УМК определяет следующие цели обучения: создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности; освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков; формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться; формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.
Особенностью II уровня является предоставляемая с 9 класса возможность выбора предпрофильных курсов по различным направлениям.
III уровень – 10-11 классы. Этот этап отличается более выраженной ориентацией на будущую профессию за счет повышения вариативности образования на основе осознанного выбора обучающихся, введения элективных и специальных курсов, которые способствуют выбору будущей профессии и подготовке к поступлению и обучению в высших учебных заведениях. В 10-11 классах вводится профильное обучение, и все обучающиеся имеют свои индивидуальные образовательные траектории обучения. На профильном уровне изучаются по выбору следующие предметы: математика, физика, обществознание, русский язык, химия, история, право, экономика, английский язык, биология.